Одним из основных направлений в деятельности МКДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Перед педагогическим коллективом стоит задача совершенствования оздоровительно-физкультурных мероприятий в системе работы дошкольного учреждения.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приёмов работы персонала используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений в их здоровье. В целях сокращения сроков адаптации, уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в дошкольное учреждение осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей. Для установления более тесной связи между семьей и дошкольным учреждением с психологом проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, во время которых выясняются условия жизни, режима, питания, ухода и воспитания. На основании полученной информации и наблюдений за поведением ребенка в группе психологом даются рекомендации воспитателям и родителям.
В случае необходимости устанавливаются щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. В результате проводимых мероприятий отмечается снижение заболеваемости.
Осмотры детей, проводимые узкими специалистами, и анализ данных лабораторных обследований проводятся ежегодно для объективной оценки состояния здоровья детей и внесения коррекции в педагогическую деятельность воспитателей по оздоровлению детей.
Ежемесячно медицинской сестрой проводится анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты, причины заболеваний обсуждаются на педагогических часах с воспитателями, принимаются меры по устранению причин заболеваемости, зависящие от дошкольного учреждения.
Медленное снижение заболеваемости объясняется сложными социально-экономическими условиями в семьях воспитанников, неправильным лечением, боязнью со стороны родителей проведения закаливающих процедур и профилактических мероприятий.
Медицинские работники проводят оценку физического развития детей и определяют группу здоровья.
Основные направления воспитательно -оздоровительной работы с детьми:
• оценка здоровья ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния: составление листов здоровья, совместные обходы групп медицинской сестрой, врачом, психологом, старшим воспитателем;
• охрана и укрепление психофизического здоровья ребенка: наблюдение и изучение эмоционального состояния детей, психологическое просвещение педагогического коллектива, индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей и родителей, выработка рекомендаций;
• педагогическая поддержка в период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения;
• воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни: обеспечение сбалансированного питания, профилактика вредных привычек, беседы о последствиях воздействия на организм вредных привычек;
• воспитание у дошкольников уверенности в своих силах и возможностях: утверждение демократического стиля общения взрослых с детьми, формирующего адекватную самооценку детей;
• развитие познавательных интересов детей к окружающему, с учетом дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам;
• поиск новых эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам закаливания и охраны здоровья детей.
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. С целью повышения интереса детей к физической культуре, а также с учетом особенностей психического развития детей, с учетом возрастных групп пересмотрена организация процесса физического воспитания и их содержание. Системная работа по физическому воспитанию включает в себя гимнастику, физкультурные занятия с включением компонентов корригирующих упражнений с целью лечения нарушений осанки, спортивные досуги, праздники, дни здоровья — один раз в месяц, недели здоровья — 3 раза в год. Прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные праздники помогают решению задачи оздоровления детей.
Педагогический коллектив дошкольного учреждения уделяет закаливающим процедурам большое внимание, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся воспитателями групп в течение всего года с постепенным усложнением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
• упражнения после сна (в постели);
• пробежка по пуговичному коврику;
• витаминизированное питье;
• пробежки по дорожкам препятствий;
• ходьба по сырому (летом);
• контрастные пробежки (летом);
• дозированный бег;
• полоскание рта;
• дыхательная гимнастика;
• релаксационные упражнения под музыку на музыкальных занятиях;
• хождение босиком (летом).
Физкультурные занятия, музыкальные занятия, проводимые с элементами психогимнастики, снимают гипервозбудимость, успокаивают детей, способствуют постановке правильного дыхания, движению грудной клетки, улучшению работы бронхолегочной системы, благоприятно влияют на психоэмоциональный статус ребенка.
Разнообразные народные и подвижные игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, мышление, подготавливают детей к определенным видам деятельности, решению психокоррекционных задач, снимая страхи, агрессию, замкнутость, выявляют межличностные отношения, развивают речь и обогащают словарный запас детей, в игровой форме дети осваивают традиционные стили общения.
В систему оздоровления как непременное условие входит внимательное отношение к здоровью сотрудников.
Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий, направленный на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение крово - и лимфообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.