Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Безопасное детство. Защита и охрана прав детей.

РОДИТЕЛИ, ВДУМАЙТЕСЬ В ЭТИ ЦИФРЫ:

 Исходя из официальных данных, рост насилия над детьми поражает. Если в 2000 году было зарегистрировано свыше 40 тысяч преступлений против несовершеннолетних, то в 2006-м - более 80 тысяч. За 2008 год в России совершено 62 тысячи преступлений, сопряженных с насильственными действиями в отношении детей и подростков, в том числе сексуального характера - свыше 9 тысяч. От преступных посягательств погибло более 2 тысяч несовершеннолетних, из них 388 детей в результате умышленных убийств!   А в 2009 году было совершено уже более 100 тысяч преступлений, жертвами которых стали дети, 2 тысячи из них погибли. При этом, по оценкам экспертов, до 97 процентов случаев насилия над детьми просто не фиксируются и не попадают ни в какую статистику.

Жестокое обращение с ребёнком

Эту информацию должны знать взрослые и дети! На этой странице вы можете найти ответы на такие вопросы: что считать насилием по отношению к ребенку, что делать в случае, когда ребенка систематически обижают в школе, в детском саду, дома (травят, унижают, избивают) сверстники, куда обращаться, если ребенок подвергается насилию в семье.

Жестоким обращением с детьми считают (педагогический энциклопедический словарь), умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения:

  • физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков;

  • сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли;

  • психическое (эмоциональное) насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.);

  • пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии.

В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объектом для проявления низменных человеческих качеств.
Мы согласны с такой трактовкой, а посему шлепки и другие виды телесных наказаний относим к жестокому обращению с ребенком.

Физические наказания помимо причинения боли унижают достоинство ребенка, запугивают его (особенно наказание совершенное родителем не в аффекте, а хорошо обдуманное и если ребенок был предупрежден заранее), показывают ему, что с помощью насилия можно управлять, подавляют его волю и желания. Многие считают шлепки и подзатыльники чем-то безобидным.

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию. Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

2. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами – они могут ударить еще сильнее.

3. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить. Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

4. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного». Только подумайте - имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привилегию).

5. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо. Дети будут думать, что это нормальная практика - добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем – примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

6. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка. Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

7. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным. Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их "ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи". Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать "тайм-ауты". Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка, прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

8. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю. Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

9. Физическое насилие в любом виде пугает ребенка. Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы - взрослый человек.

10. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти кричащего малыша – как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае - это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать? Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком, хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае, оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут – пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

11. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы, таким образом, даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните – ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить. Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах - анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

****************************************************************
К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль за поступками своего ребенка. Которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки. Итог у таких методов воспитания в целом плачевен: подавленная личность с низкой самооценкой либо точно такой же тиран, применяющий силу и к своим детям и к своим престарелым родителям.

Часто приходится слышать, что физически наказывают за серьезные проступки. Но на самом деле почти все серьезные проступки имеют за собой психологическую причину. И не физическое наказание в этом случае, а поиск и устранение причины могут помочь. В этой ситуации как никогда важны доверительные отношения, а унизительное наказание их подорвет.

Так же часто физически наказывают или угрожают наказать, если ребенок не делает чего-то, чего от него ожидают. Например, не ест или не делает уроки. Прием пищи, сопровожденный страхом и наказанием, может привести к серьезным психосоматическим проблемам. Уроки, сделанные под страхом наказания, не приводят к трудолюбию и познавательной деятельности, увы. Проблему отсутствия мотивации наказанием не решить.

Многие родители спрашивают, как, если не наказанием, воспитывать ребенка и вырастить из него хорошего человека? Как привить ему нормы общества, в котором он живет? Как добиться от него помощи? Мы рекомендуем обратиться к книгам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?» и И. Млодик «Книга для неидеальных родителей». В книге Млодик есть очень славная мысль на эту тему. Что воспитывать – бессмысленно. Потому что, если вы говорите ребенку об уважении старших, а при этом хамите сами, то ребенок никогда не будет старших уважать и ваши слова будут просто сотрясать воздух. А если вы сами уважительно относитесь к старшим, то и воспитывать не надо. Ребенок скопирует вас рано или поздно.

Эти книги не дают исчерпывающих ответов, их и не может быть, но они заставят задуматься о ребенке, его внутреннем мире и переживаниях, которые нельзя не брать в расчет.

Бывает, что ребенок достал. Действительно достал. А мама устала и сорвалась. Что же делать? Извиниться. Извиниться именно за такую собственную реакцию и спокойно объяснить, какие действия ребенка так расстроили маму. Если не в ребенке было дело, а он просто под руку попался, тем более извиниться и объяснить свое состояние.

Это важно помнить родителям!

•• Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против своей воли.

•• Если вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.

•• Если ваш ребёнок говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа, прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем, не оставляйте ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

•• Если вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

ВРЕД И ВЛИЯНИЕ ПАССИВНОГО КУРЕНИЯ

Под пассивным курением подразумевают непреднамеренное, в большинстве случаев нежеланное вдыхание воздуха, в котором содержится дым от сгорания табака. Есть те, кто считает, что пассивное курение не вредно или не вреднее, чем жизнь в мегаполисе, а вред побочного дыма — не более чем миф.

Однако медицинские и социальные факты говорят о другом: вредное влияние на здоровье окружающих у пассивного курения не просто велико, а огромно.

Пассивное курение опасно само по себе, однако риски, связанные с ним возрастают:

·         при нахождении в закрытом помещении:

·         в случае регулярного, растянутого по времени вдыхания табачного дыма;

·         если пассивными курильщиками являются дети и беременные женщины.

Дым от сигарет неприятен для обоняния, он впитывается в кожу, волосы и одежду некурящих, но самое главное в нем содержатся те же опасные вещества, что отравляют и медленно убивают организм курильщика, причем некоторые из этих веществ содержаться в дыме в количествах, гораздо больших, нежели во вдыхаемом курильщиком дыме.

ПАССИВНОЕ КУРЕНИЕ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ

Курить ли при вынашивании ребенка — решать, по большому счету, самой женщине. И ей же нести ответственность в случае развития у ребенка осложнений, связанных с курением. А вот когда беременная вынуждена вдыхать дым сигарет курящих домочадцев — это уже можно расценивать как преднамеренное нанесение вреда ей и ребенку.

Пассивное курение во время беременности становится причиной таких патологических состояний как:

·         высокий риск преждевременных родов;

·         снижение баллов по шкале Апгар;

·         низкий вес плода и ребенка при рождении, что может повлечь за собой отставание в физическом и психическом развитии, потребовать организации дополнительного ухода;

·         уменьшение окружности головы и грудной клетки новорожденного;

·         повышенный риск синдрома внезапной детской смерти;

·         атопический дерматит у ребенка.

ПАССИВНОЕ КУРЕНИЕ ДЕТЕЙ

Если взрослые еще могут как-то постоять за себя, то безнаказанно дымить в присутствии детей позволяют себе многие. У многих курильщиков существует даже формальный акт «успокоения совести» — помахать рукой, разгоняя дым, когда к курильщику приближается ребенок. Толку от этого, конечно, ноль. А вот вреда от пассивного детского курения — очень много.

Немного статистики по данным зарубежных источников. Ежегодно в США в среднем 200 000 детей в возрасте до 18 месяцев из семей курильщиков (где дома курят либо оба, либо один из родителей) получают лечение по поводу пневмонии и бронхита. Примерно 7% их этих детей нуждаются в госпитализации.

Вред этот не одномоментный, он накапливается постепенно, и, если малыш рождается в семье курильщика (или курильщиков), то уже к моменту рождения у него имеется «букет» несоответствия нормам для новорожденных.

Это может быть остывание в физическом развитии — а оно влечет за собой сложности с развитием психическим, настолько все в раннем возрасте взаимосвязано. Снижение иммунитета также типично для пассивно курящих детей, и это имеет не только текущие, но и отдаленные последствия.

Бич современных младенцев — различные аллергические заболевания, чаще всего дерматит. Установлено, что курения матери во время беременности и/или пассивное курение беременной, а затем ребенка являются одной из причин-провокаторов данного состояния.

Кормление грудью в накуренном помещении — это введение ребенку ингаляционным и чрезпищеводным методом огромного количества ядовитых веществ, которые могут вызвать либо угнетение нервной системы (а родители счастливы — грудничок спит), либо ее возбуждение — с последующим родительским гневом на вечно орущего малыша. А это попросту симптомы его отравления, которые не проходят, а скапливаются, выдавая огромный комплекс проблем в школьном и подростковом возрасте.

Дети курильщиков  чаще болеют — по разным оценкам, частота заболеваемости респираторными инфекциями у них выше в 8 – 13 раз по сравнению с детьми некурящих родителей. И это немалые цифры, если учесть, что только в Великобритании примерно 5 миллионов детей живут в условиях пассивного курения (это чуть больше третьей части всех детей Великобритании).

Неврологические проблемы пассивных курильщиков детского возраста разглядеть не так легко: они вписываются в воспитательные проблемы в целом. Однако давно замечено и подтверждено исследованиями, что дети, вынужденные дышать дымом сигарет, хуже успевают в образовательном учреждении, имеют сложности с засыпанием, памятью, адаптацией в коллективе из-за повышенной возбудимости и нервозности.

 

Правовая ответственность родителей

 

за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

 

Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях - это важ­нейшая обязанность родителей. В случае невы­полнения родителями (законными представителями) своих обязанностей по отношению к ребенку, а также в случае ненадлежащего их выполнения к ним могут быть применены меры правовой ответ­ственности. Действующее законодательство пре­дусматривает различные меры ответственности родителей (законных представителей): семейно-правовую, адми­нистративную, гражданскую, уголовную. 

 

Семейно-правовая ответственность

 

 Родители обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, об­разовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе (п. 1 ст. 63 СК).

 

Родители несут ответственность за ненадлежа­щее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащи­ми, если не обеспечиваются права и законные ин­тересы ребенка, в том числе, если ребенок нахо­дится в социально опасном положении. Под соци­ально опасным положением понимается обстанов­ка, при которой:

  1. -не удовлетворяются основные жизненные по­требности ребенка (не обеспечиваются безопас­ность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребен­ком необходимой медицинской помощи, не созда­ются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
  2. -ребенок вследствие беспризорности или без­надзорности совершает деяния, содержащие при­знаки административного правонарушения либо преступления;
  3. -лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, зло­употребляют своими правами и (или) жестоко обра­щаются с ним либо иным образом ненадлежаще вы­полняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи, с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 69 СК).

 

 

 

 

 

 

Административная ответственность

 

К родителям применяют ад­министративные меры (объявить предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

 

 Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (п. 1 ст. 5.35 КоАП);

 

 Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ - влечет наложение административного штрафа на родителей (законных представителей) несовершеннолетних в размере от 1500 до 2000 рублей (ст. 20.22 КоАП).

 

Уголовная ответственность

 

 

  • за вовлечение несовершеннолетнего в система­тическое употребление спиртных напитков и одурма­нивающих веществ (ст. 151 УК);
  • за вовлечение в занятие проституцией, бродяж­ничеством или попрошайничеством (ст. 151 УК);
  • за уклонение от уплаты средств на содержание детей (ст. 157 УК).

 

 

 

Гражданско-правовая ответственность

 

 

  • За вред, причиненный несовер­шеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1073 ГК).
  • Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они (ст. 69 СК): уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе уклоняются от уплаты алиментов; злоупотребляют родительскими правами и т.д.
  • При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью комиссия по делам несовершеннолетних выносит решение об отобрании выполняя функции органов опеки и попечительства. С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).
  • Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
  • Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка (п. 2 ст. 71 СК).
  • Права и обязанности родителей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением, как родительских прав, так и родительских обязанностей все будет обстоять благополучно.

 Детский телефон доверия

Информация о едином общероссийском детском телефоне доверия

В сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122.

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию и подключенных к единому общероссийскому номеру детского телефона доверия.

Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

Детский телефон доверия становится все более популярным среди взрослых

Вот уже четвертый год существует возможность позвонить по бесплатному единому номеру 8-800-2000-122 во «Всероссийский детский телефон доверия», созданный и финансируемый Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Благодаря данному проекту дети и взрослые по всей России могут проконсультироваться с региональным специалистом, оказывающим помощь.

Служба «Детского телефона доверия» работает во всех регионах страны, но сосредоточена в столице, 10 служб экстренной психологической помощи подключено к всероссийской линии.

Обычно дети узнают о «Детском телефоне доверия» из рекламы в СМИ или школе, от педагогов или из информации со стендов. За три года количество поступивших звонков увеличилось более чем в 7 раз, причем в 2013 году от детей было 675 тысяч, а от взрослых около 457 тысяч, что лишь в 1,5 раза меньше.

Специалисты помогают не только с помощью телефона доверия, но и удаленно – сайт в интернете, группа «В Контакте».

Самой распространенной проблемой детей, судя по количеству обращений, является отношение ребенка со сверстникам. Дети интересуются тем, как познакомиться с девушкой (парнем), что делать, если девушка или парень ушли, почему это произошло, как вернуть, как найти друга, который не предаст…
Детско-родительская проблема стоит следующей в списке важных, при этом разрешением проблемы интересуются дети и родители в равной степени. При этом поводом для звонка психологу становились конфликты в семье между родителями из-за разных взглядов на методы воспитания ребенка. Неуспеваемость в школе, отсутствие целеустремленности и мотивации у детей – все это заставляет родителей переживать и звонить в «Детский телефон доверия».

Жестокое обращение с ребенком – вот что являлось причиной более 16 тысяч жалоб за прошедший год. С 2010 года значительно возросло количество жалоб детей на сексуальное насилие и жестокое обращение внутри семьи. Но в то же время психологи утверждают, что не всегда следует воспринимать жалобу ребенка как однозначно существующий факт, поэтому нельзя делать выводы об уровне насилия и жестокого обращения в семьях на основе статистики детских телефонов доверия. Но с другой стороны, даже в том случае, если жалобы имеют под собой реальное основание, это еще не значит, что случаев насилия стало больше, возможно, жертвы насилия просто не звонили раньше, предполагает эксперт телефона доверия.

Только профессиональные психологи с опытом работы и хорошей квалификацией работают на всероссийском детском телефоне доверия. Психолог всегда должен быть универсальным: готов к любым консультация, вопросам. Это и делает работу интересной и дающей уникальный опыт, но и трудной.

Не смотря ни на что, проблемы решаются, и детский телефон доверия становится все более узнаваемым среди детей.

Как устроен телефон доверия

Телефоны доверия в настоящее время очень популярны во всем мире. Дети, подростки звонят и советуются, как лучше поступить. Ведь не в каждой ситуации хватает своего жизненного опыта, а принять решение нужно. В службе детского телефона доверия работают специально обученные специалисты-психологи. Здесь можно поделиться любой беспокоящей его проблемой, особенно той, которую сложно обсудить с родными и знакомыми. Служба открыта для каждого человека: не имеет значения возраст, место жительства, состояние здоровья звонящего. Любой имеет право быть принятым, выслушанным и получить помощь. Помощь на телефоне доверия всегда анонимна. Позвонивший может не сообщать свое имя, адрес или другие данные.

Ребенок, подросток может позвонить, если: его семья переехала в другой район (переживание расставания со старыми друзьями, одноклассниками, трудное привыкание к новой школе и т.д.); поссорился с друзьями; ребенок (подросток) чувствует одиночество; у него не ладится в школе; он переживает из-за развода родителей; мучают и пугают мысли о смерти.

Родители могут позвонить, если: ребенок не слушается, плохо учится, их что-то беспокоит, тревожит в поведении, настроении сына или дочери; не получается общаться без крика и угроз; в семье между ними и ребенком участились ссоры и конфликты; кажется, что ребенок что-то скрывает, изменился в худшую сторону. Помощь по телефону доверия оказывается анонимно и бесплатно - 8-800-2000-122.

Детский телефон доверия 8-800-2000-122

«А что нужно говорить?» – спрашивают малыши до 6 лет.

«А Вы мне поможете?» – задают вопрос ребята 7-10 лет.

«Что делать?» - так чаще всего звучит фраза, с которой начинают свой разговор подростки. Это, скорее всего не вопрос, а утверждение, которое гласит «Я попал (а) в такую ситуацию, из которой выбраться одному (ой) трудно. Помогите понять - как быть дальше»

А дальше все зависит от профессиональности консультанта – будет разговор серьезным, интересным или превратиться в перепалку умных фраз и жестких, порой злых шуток со стороны подростка.

В чем же отличия беседы с детьми разного возраста?

В знании возрастных особенностей: есть особенность, следовательно, есть разница в построение диалога.

Особенность дошкольников – это высокая непосредственность, доверчивость, авторитет взрослого, отсутствие рефлексии.

У младших школьников – на первом месте авторитет значимого взрослого, любознательность, новые роли в группе сверстников, компетентность в учебе, несоответствие родительским ожиданиям.

Подросток же в силу своих особенностей формирует свою идентичность: кто я, что я. Гормональная буря выражается в повышенной агрессивности, акцентуации характера. Ему во многих вещах свойственна амбивалентность: самостоятельность – зависимость от родителей, сексуальность – страх «близости», поиск смысла жизни. Именно это и становится причиной нестандартных, стрессовых ситуаций для решения которых подросток набирает номер телефона доверия.

Исходя из практики 3-х лет работы Всероссийского детского телефона доверия, основные критерии запроса с которыми работают консультанты - это учебная деятельность, досуг, отношения «он и она», взаимоотношения в семье, секс и беременность, проблемы принятия себя и, конечно же, розыгрыши.

Слышать друг друга

Сложности в процессе общения со своим сыном или дочерью подросткового возраста, без сомнения, возникают у большинства родителей. Иногда может казаться, что подростки вообще не слышат и не слушают взрослых, а разговоры с ними требуют неимоверного терпения и времени. Возможно, перечисленные пожелания и рекомендации помогут родителям наладить общение со своими повзрослевшими детьми и услышать друг друга.
Обращаясь к подростку, говорите меньше, а не больше, потому что детям, по сравнению с взрослыми, требуется больше времени на осмысление услышанного, прежде чем что-то ответить. Старайтесь говорить кратко и точно, избегая длительных монологов: подросток становится восприимчивее, если знает, что ему не придется выслушивать целую лекцию.
Говорите так, как бы вы хотели, чтобы говорили с вами, - доброжелательно, вежливо и… тихо. Пониженный, приглушенный голос обычно заставляет человека остановиться, чтобы послушать вас. Недаром учителя так успешно используют этот прием, чтобы привлечь внимание шумного класса. Когда подросток вам что-то рассказывает, слушайте внимательно, не отвлекайтесь на посторонние дела. Ребенок просто не сможет стать внимательным слушателем, если ему не у кого этому учиться. Убедитесь, что сами можете служить примером «хорошего слушателя»: обрати